Глеб Штырмер (gleba) wrote,
Глеб Штырмер
gleba

Category:

Русская метафизика / Итальянская предметность: начало нового века

12 декабря 2011

Российская Академия Художеств

Пречистенка, 21, Белый зал

12.00




В начале прошлого века итальянские художники заявили о своем отказе «от любого рода имитации», а через несколько лет в России возникло беспредметное искусство. Так образовалась граница между традиционным и современным, изобразительным и абстрактным, где первое виделось несостоятельным и неактуальным, а последнее утверждалось в качестве единственно возможного современного художественного языка. Однако очень скоро, спустя лишь десятилетие, на основе этого «первого авангарда» развились направления, настаивающие на своей фигуративности, станковости и именно в этом ключе – актуальности, утверждающие себя в качестве новой традиции. На протяжении ста лет эти две тенденции противостояли друг другу, сосуществовали, взаимодействовали; «свободное от канонов» искусство обрело свои «каноны» и институализировалось, а фигуративное – от них освобождалось, переживало в течение века свою эволюцию и в наши дни не выходит из поля интереса нового поколения художников. Каковы темы, образы и их источники, методы фигуративной живописи сегодня? Причины и контексты ее существования?

Темы для обсуждения:

- Фигуративное искусство сегодня, проблема изобразительности.

- Трактовка «современности» в искусстве ХХ-ХХI веков

- Взаимодействие фигуративного и нефигуративного искусства.

- Преемственность между искусством 1920-1930-х гг. и послевоенного времени.

- Понимание и трактовка традиции после «Манифеста футуризма» до наших дней.

- Открытие искусства Кваттроченто в ХХ веке.

- Общие тенденции в итальянском и советском искусстве в ХХ веке.

- Возможности живописи в XXI веке.



В Италии в конце 1910-х годов большинство художников-авангардистов оставили пафос борьбы с традицией и академией и обратились к поиску «пластических ценностей». Вчерашний футурист Карра, один из авторов «Манифеста художников-футуристов» 1910 года, в 1916 публикует статьи о Джотто и Паоло Учелло. Год спустя встречает в военном госпитале с Джорджо Де Кирико, и, уставший от войны (куда отправился с энтузиазмом по «футуристическим» убеждениям), ведет долгие беседы с автором «Загадки осеннего дня» о технике, мастерстве, художниках Кваттроченто, о «возвращении к ремеслу», после чего, в 1919, пишет книгу «Метафизическая живопись». Так родился новый художественный язык, основанный на эстетике авангарда, но в то же время пристально смотрящий в отдаленную от него на пять веков эпоху, черпающий в ней не прием, но метод, видящий в ней не образец, но основу. И если Де Кирико настаивал на копировании классического искусства и в своем творчестве не имел никакой позитивной эволюции, то Карра говорил о его изучении и понимании. Это было началом эпохи художников, «традиционных авангардистов» - Марио Сирони, Акилле Фуни, Массимо Кампильи, Артуро Мартини, Фаусто Мелотти и других – которые объединили поиск в рамках традиционных категорий – пластики, формы, пространства – с модернистской поэтикой.



«Своим точным реализмом, облаченным в атмосферу сияющего изумленного безмолвствия, они нам, как ни странно, близки», - писал в 1926 Массимо Бонтемпелли о Мазаччо, Мантенье и Пьеро делла Франческа. Подобный процесс происходил и в России, когда шел поиск нового, но альтернативного абстрактному авангарду, изобразительного языка. Здесь и Кузьма Петров-Водкин с его обращением к иконописи, и возврат к фигуративности в 1920-е объединений «Ост» и «Круг», и монументальные работы Владимира Фаворского, Льва Бруни и Николая Чернышева, вдохновленные фресками итальянского Кваттроченто и русским монументальным искусством XV века. Интерес к раннему Возрождению по-новому раскрылся в конце 1950-х-1960-х годов, в эстетике «наших будней», вполне созвучной «тайной жизни повседневных вещей» итальянцев, в те годы по-новому раскрывающейся в кинематографическом неореализме.



И в начале нового века есть авторы, которые пишут то, что видят вокруг – город, вещи, людей, и помещают сюжеты своих работ в атмосферу «сияющего изумленного безмолвствия». Они работают в Москве и Флоренции и учились живописи при Академиях художеств. Их учителя – Джотто и Малевич, Сирони и Лабас, Кремонини и Андронов, Бимби и Никонов… Они снова ищут в частном универсальное, подчиняют художественный поиск ремеслу, находят для непреходящих тем новые образы и новый язык.



Авторы, представленные в проекте: Евгения Буравлева, Павел Отдельнов, Егор Плотников, Татьяна Чурсина, Глеб Штырмер, Марианна Рози, Джулия Хуобер, Селена Маэстрини, Андреа Орнани (выпускники и студенты МГАХИ им. В.И.Сурикова и Флорентийской Академии Художеств).


ПРОЕКТ «РУССКАЯ МЕТАФИЗИКА / ИТАЛЬЯНСКАЯ ПРЕДМЕТНОСТЬ:

НАЧАЛО НОВОГО ВЕКА»

ПРОГРАММА

12 декабря 2011, 12:00

Круглый стол “Фигуративность и традиция в искусстве России и Италии от первых авангардных течений до наших дней: проблемы и интерпретации”

Ведущая – Вяземцева Анна Геннадиевна, искусствовед

Вступительное слово:
Кочемасова Татьяна Александровна, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ, начальник Научно-организационного управления РАХ
Болотова Виктория Александровна, Российская академия художеств
Концепция и художественные образы Дж. Де Кирико и К.Карра. Влияние "метафизической живописи" на западное искусство ХХ века
Пентковский Алексей Мстиславович, доктор искусствоведения, профессор Московской Духовной академии
Джованни Анжелико Фиезолийский в творчестве Андрея Васнецова
Шклярская Яна Геннадиевна, НИИ РАХ
Влияние римской академии на омского футуриста Николая Мамонтова

Выступления:
Никонов Павел Федорович, народный художник РФ, академик, член Президиума РАХ
Адриано Бимби, профессор живописи, Флорентийская академия художеств
Коваленко Георгий Федорович, доктор искусствоведения, член-корреспондент РАХ, член Президиума РАХ
Видео-презентация работ выпускников Флорентийской академии художеств, комментируют Глеб Штырмер и Кьяра Крешоли, Флорентийская академия художеств
Участники круглого стола:
Флорковская Анна Константиновна, доцент МГАХИ им. В.И.Сурикова
Воронович Елена Владимировна, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи
Пчелкина Любовь Ромуальдовна, научный сотрудник Государственной Третьяковской галереи
Вяжевич Мария Валерьевна, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ
Мухина Надежда Николаевна, кандидат искусствоведения, член-корреспондент РАХ
Таисия Короткова, художник, Москва
Риккардо Мурелли, скульптор, Италия
15:00 – кофе-брейк
16:00 – открытие выставки живописи и графики выпускников МГАХИ им. В.И.Сурикова и Флорентийской академии художеств «Русская метафизика / Итальянская предметность: начало нового века»



Tags: about-art, art-studies, artists, exhibitions, russia
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments